КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Подготовил: Учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 2
Перминова Лариса Александровна
г. Кропоткин
2021г.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи:
Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам наблюдений следует отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме.
В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не всегда видит ребенка т.е на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Также можно отметить и недостаточную подготовку педагога к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Большую роль в развитии речи детей играют и родители.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. Родители должны больше проводить время с ребёнком: читать книжки, беседовать на разные темы, подталкивать ребёнка на высказывание своего мнения. И для этого особа важна роль педагогов, которые должны донести до родителей эту необходимость: проводить консультации, родительские собрания на данную тематику, учить организовывать речевые игры и т.д.
Организация занятий по речевому развитию дошкольников
Для организации и проведения занятий по речевому развитию в соответствии с образовательной программой МБДОУ и ФГОС ДО необходимо придерживаться следующего:
- — реализовывать непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;
- — во время проведения занятия деятельность детей должна чередоваться : сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.
- — педагог четко должен определять развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие) задачи
На занятиях по речевому развитию должны включаться следующие виды работы:
- — формирование умений в овладении звуковой культурой речи
- — развитие и обогащение лексики
- — формирование грамматического строя речи
- — развитие связной речи (монологу и диалогу)
- — подготовка детей к обучению грамоте (в подготовительной группе)
- — продумываться методы и приёмы обучения, такие как:
Словесные:
Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения и ситуации, проблемные ситуации, составление и отгадывание загадок, чтение стихов, объяснение значения пословицы и поговорок и др.
Наглядные:
Рассматривание предметных картинок, картин и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника), картинный, картинно-графический план, схемы описания и сравнения, показ фрагментов мультфильмов, презентаций.
Игровые:
Дидактические игры и упражнения (грамматические и лексические), логические упражнения для развития речи, игры-драматизации, игры-импровизации, пальчиковые игры и др.
Тщательно выбираться приемы работы, обусловленные содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, связная речь, так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия).
Применяться различные методические приемы (создаем такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сделал вывод.
А для этого поощряется детская самостоятельность, инициатива, выдвижение и обоснование своих предположений, т.е. создаются условия для включения детей в активную речевую деятельность).
обязательно должны подготавливаться соответствующие теме материал и оборудование, которые соответствуют определенным требованиям: соответствие возрасту, эстетичность, качество и размер иллюстраций, безопасность, рациональное размещение, доступность каждому ребенку, современность.
Применяем обязательно наглядность (картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные.. Используем ИКТ технологии: ноутбук, телевизор, аудиовизуальное оборудование (проектор) для показа мультимедийных и др. презентаций, DVD, CD.
Разрабатываем структуру и ход занятия
Структура занятия должна быть четкой, где определяются три части:
- — вводная (мотивационный этап);
- — основная (содержательный этап);
- — заключительная (рефлексивный этап).
В водной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста (о них «не забываем» на протяжении всего занятия).
Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.
На первом этапе занятия должна создаваться нами проблемная речевая ситуация для детей, решение которой, они будут находить в течение всей занимательной деятельности. Такой прием позволяет старшим дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
В ходе основной части используются различные приемы руководства: наглядные, словесные, практические и игровые, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
После каждого вида детской деятельности обязательно проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.
В случае, когда у детей что-то не получается должны использовать такой пример, как педагогическая поддержка.
На протяжении всего занятия обязательно должны побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям продумываются заранее, они носят поисковый или проблемный характер; стремимся к тому, чтобы они отвечали «полным ответом».
Еще должны контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходим от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» — это неправильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»
В соответствие с новыми образовательными стандартами на занятии по речевому развитию должны использоваться современные педагогические технологии:
- — проблемное обучение,
- — проектная деятельность,
- — здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья
- — динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз;
- — технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков;
- — коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика)
Также эффективные технологии речевого развития детей:
- -технология обучения детей составлению сравнений
- -технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок
Не забываем также, что в старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие у детей речи и психических процессов, поэтому включаем игры и творческие задания («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Найди различия», «На что похож?» и др.); игры и творческие задания для составления текстов сказочного содержания («Придумай счастливый конец, продолжение сказки», «Придумывание сказки на заданную тему»).
Обучаем детей составлению творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему; на тему из личного опыта.
Усложняется речевая активность детей: используем коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
Во время занятия уделяем внимание и индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Для выработки прочных навыков и умений проводится закрепление и повторение материала как в основной части занятия по речевому развитию, так и на других занятиях.
Заключительная часть проводится кратко и эмоционально, т.к. ее цель — закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия.
Заключительную часть занятия организовывать нужно таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение.).
Также подводится итог всего занятия: дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т.д.).
Главное — это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия) К подведению итогов, анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников привлекаем детей.
Итак, делаем вывод, что главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
При организации и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС педагог выступает прежде всего, как организатор совместной деятельности с детьми через интеграцию образовательных областей и организацию видов детской деятельности, включая эффективные форм работы с детьми.
Таким образом, следует заключить, что образовательная деятельность по ФГОС для создания условий успешного речевого развития — должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.