Организация предметно-развивающей среды
В соответствии с требованиями к развивающей среде ребенка предметно-пространственная организация помещений МАДОУ ЦРР — д/с № 2 обеспечивает полноценное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечает их интересам и потребностям. Общие принципы построения развивающей среды в центре направлены на реализацию личностно — ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка. Развивающая предметная среда включает оптимальные условия для полноценного развития дошкольников, включает в себя 11 оборудованных групповых комнат, музыкальный зал, детскую спортивную площадку, спортивный зал, медицинский блок, логопедический кабинет, экологическую комнату, методический и административные кабинеты.
В Центре оборудован логопедический кабинет, который соответствует всем требованиям ФГОС.
Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно — образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.
Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:
Речевой центр. Зеркала, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.
Сенсорный центр. Центр моторного развития. (предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др.). Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки.
Центр речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).
Центр релаксации. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.
Информационный центр находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы логопеда» в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.
Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей. В кабинете по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.
Учитель -логопед Перминова Лариса Александровна, стаж работы 18 лет
Учитель – логопед высшей категории, стаж работы 27 лет Бешинец Марина Геннадьевна.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, требованиям к её психолого-педагогическим условиям реализации в МАДОУ ЦРРд/с№2 оборудован и успешно функционирует кабинет педагога-психолога. Он является одним из звеньев единой системы психологической службы образования, а также социальной помощи семье и детям. Для эффективной работы в МАДОУ ЦРР-д/с№2 существует отдельное, организационно продуманное и оформленное помещение.
В соответствии с требованиями к развивающей предметно-пространственной среде, развивающая предметно-пространственная среда кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала для работы психолога, содержит необходимые материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, а также возможности для уединения. Предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных коррекционных и развивающих программ с учетом возрастных особенностей детей.
Образовательное пространство кабинета оснащено всеми необходимыми средствами обучения и воспитания, оборудованием и инвентарем. Данное оснащение обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность дошкольников; экспериментирование с доступными детям материалами , в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных и коммуникативных играх.
Педагог-психолог Брилева Мария Генннадиевна
В Центре функционирует экологическая комната для детей старших и подготовительных групп. Экологическая комната оснащена растениями, оборудованием для ухода за комнатными растениями, иллюстративным материалом для развития экологической культуры дошкольников; имеются наборы картин, муляжи фруктов и овощей, дидактические игры, календари природы, альбомы с гербариями. Имеется оборудование для детского экспериментирования: пластмассовые емкости, мерные стаканчики, мерные ложки, пробирки пластмассовые, весы, лупы, магниты, спринцовки, воронки («Моя первая лаборатория»), природный материал (песок, глина, грунт, ракушки, камни речные, камни морские). С целью формирования заботливого отношения к комнатным растениям и животных, закреплению знаний о способах ухода за комнатными растениями и животными оборудован уголок живой природы с аквариумными рыбками и черепахами. На территории детского сада созданы условия для выращивания и ухода за растениями (огород, цветники).
Педагог дополнительного образования Зражевская Альбина Михайловна, стаж работы 2 года.
На первом этаже оборудован спортивный зал, в котором созданы условия для укрепления здоровья детей и их физического развития, проведения физкультурных занятий и массовых спортивных мероприятий.
Зал оснащен спортивным инвентарем:
- мягкие модули, мячи, обручи, скакалки, маты фитболы, батуты, гимнастические наборы;
- атрибуты для ОРУ;
- «шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные кольца, лестницы балансиры;
- дорожки здоровья, равновесия, тактильные коврики;
- спортивный комплекс «Богатырь»;
В кабинете инструктора по ФК собраны картотеки:
- подвижные игры;
- игры-эстафеты;
- комплексы ОРУ;
- комплексы ОВД;
- комплексы утренних гимнастик;
- комплексы гимнастик после сна.
Музыкальный зал – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. В музыкальном зале МАДОУ ЦРР – д/с № 2 развивающая предметно-пространственная среда отвечает всем требованиям ФГОС и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для детей дошкольного возраста имеется современное информационно-техническое обеспечение:
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- ноутбук, колонки;
- мультимедийный проектор.
Оснащение музыкального зала:
— мебельная стенка, 2 стола-трансформера, стулья для детей и взрослых;
— детские музыкальные инструменты: ударные, шумовые в достаточном количестве.
Музыкальный руководитель первой категории Гончарова Светлана Владимировна , стаж работы 8 лет.
Комплекты музыкальных инструментов:
- — тамбурин деревянный;
- -треугольник малый;
- -треугольник большой;
- — бубенцы поясные;
- -маракасы цветные;
- -цимбала пальчиковая;
- -погремушки;
- — флажки, ленты (в ассортименте);
- -султанчики (в ассортименте);
- — шапочки, костюмы для театрализованной деятельности;
- -металлофоны;
- — ксилофон;
- -колокольчики;
- -свистульки;
- -домик для кукольного театра;
- -ширма;
- -кукольный театр;
- -дидактические пособия;
- -аксессуары (костюмерная);
- -новогодние украшения.
Предметно — развивающая среда групповых комнат организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
На столах и в открытых шкафах размещен дидактический материал и настольно-печатные, занимательные, развивающие игры. По содержанию дидактический материал ориентирован на возраст, индивидуальные возможности детей, доступен, удобен в пользовании, рационально, логично расположен, интересен детям. Раздевалки оборудованы информационными стендами, постоянно обновляющимися выставками достижений детей в разных областях.
Холлы Центра оформлены стендами, содержащими информацию для родителей и сотрудников: « Визитная карточка МАДОУ ЦРР — д/с № 2», « Уголок охраны труда», «Пожарная безопасность», «Уголок безопасности», «Азбука дорожного движения», «Профсоюзный уголок», «Радость творчества», «Цветик — семицветик», «Что? Где? Когда?», «Информация для родителей», «Информация по платным услугам», «Организация оплаты труда», «Речецветик», Каждый лестничный пролет оформлен сказочными сюжетами, меняющимися по временам года.
Для ознакомления с природой, воспитания бережного отношения к ней, в Центре создана экологическая тропа, на которой представлены разнообразные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, цветы. Педагоги вместе с детьми с любовью ухаживают за цветочными клумбами, огородами. На каждом участке красочно оформлены сказочные объекты.
На территории имеется спортивная площадка, оснащенная спортивно — игровым оборудованием, дорожкой здоровья. Групповые участки укомплектованы навесами, столами, лавочками и другим инвентарем. В каждой группе имеется выносное оборудование для игр детей на прогулках.
Информация об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В МАДОУ имеется медицинский блок, который состоит из кабинета медицинского персонала, изолятора. Имеется все необходимое медицинское оборудование.
Для приготовления пищи для детей в Центре оборудован пищеблок, который оборудован согласно требованиям СанПин 3049-13. Имеется необходимое количество мясорубок, протирочных машин, холодильников, посуды, инвентаря.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В Центре решен вопрос о доступе педагогов и других специалистов к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Рабочие места с индивидуальными компьютерами с подключением в сеть «Интернет» имеют заведующий, старший воспитатель, учитель-логопед, старшая медсестра, главный бухгалтер.
Информационно-коммуникационное обеспечение Центра, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
- Персональный компьютер – 2
- Ноутбук – 4
- Принтер – 6
- Музыкальный центр – 2
- DVD-проигрыватель –1
- Видеопроектор (мультимедиа) – 1
- Экран – 1
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Центре нет.
Информация об электронных образовательных ресурсах, которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе:
- Разработка мультимедийных презентаций.
- Использование сети Интернет.
- Изготовление печатной продукции: тематических выпусков стенных газет, буклетов, журнала для родителей.
Список электронных образовательных ресурсов
Официальный сайт министерства просвещения российской федерации https://edu.gov.ru/
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» — http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — http://fcior.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/
Доступна версия сайта Центра для слабовидящих граждан.
Доступ обучающихся (воспитанников) в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Информация об условиях для инвалидов и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Доступ в здание МАДОУ ЦРР-д/с№2 инвалидов и лиц с ОВЗ условно-доступен. Проход в здание доступен для инвалидов с нарушением слуха.
— Вывеска со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеются.
— Вход не оборудован пандусами.
— Парковочные места для автотранспорта инвалидов не предусмотрены в связи с отсутствием оборудованной парковки у здания учреждения.
— Сменных кресел-колясок — нет.
-Адаптированных лифтов — нет.
— Поручней — нет.
— Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
— Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
— Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются. Сотрудники и охранник Центра проинструктированы по правилам взаимодействия с инвалидами и лицами с ОВЗ. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка – детский сад № 2 функционируют две группы коррекционной направленности для детей с нарушениями речи (группы компенсирующей направленности).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в групповых помещениях в соответствии с «Основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования» обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режиме группы и в утренний, и в вечерний отрезки времени. Обстановка, созданная в групповом помещении, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Групповые помещения не загромождены мебелью, в них достаточно места для передвижений детей; мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены .
Наполнение развивающих центров в групповых помещениях соответствует изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
В групповых библиотеках есть достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, стеллаж и открытая витрина для книг, детские книги по программе и любимые книги детей, детские энциклопедии, иллюстративный материал, репродукции картин, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом.
В группах есть географические карты и атласы, глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.
В центре «Будем говорить правильно» есть зеркало с лампой дополнительного освещения, стульчики для занятий у зеркала, этажерка для пособий, пособия и игрушки для развития дыхания, картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, сери и сюжетных картинок, мнемотаблицы, материал для звукового и слогового анализа и синтеза предложений, лото, домино.
Представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Имеется настенный и разрезной алфавит, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры.
Делая акцент на развитие связной речи, группы оснащены схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В работе над лексическими темами используются репродукции картин известных художников.
Центр математического развития включает в себя счетный материал, комплект цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор объемных геометрических фигур, действующая модель часов, счетные палочки, учебные приборы, математическое лото, рабочие тетради по числу детей. В центре сенсорного развития есть звучащие игрушки, магнитофон, палочки Кюзинера, блоки Дьенеша. В центре художественного творчества имеются воскове мелки, гуашь, акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, цветная и белая бумага, картон, кисти, стеки, ножницы трафареты, клеевые карандаши, доска для рисования мелом, фломастерами.
В музыкальном центре имеются музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, записи музыкальных сопровождений. В центре «Мы играем в театр» есть ширма для настольного театра, костюмы, маски, атрибуты, куклы и игрушки для различных видов театра, большое зеркало, музыкальный центр.
Пространственная среда организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, так как стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с ОНР при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали.
В подобной среде педагог должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь. В центре науки и природы есть стол для проведения экспериментов, стеллаж для пособий, природный материал, сыпучие продукты, емкости разной вместимости, совочки, ложки, лупы, пипетки, колбы, вата, марля, соломка для коктейля, календарь природы и погоды, комнатные растения, инвентарь для ухода за комнатными растениями, настольно-печатные, дидактические игры, альбомы «Мир Животных».
Центр «Наша Родина» включает в себя портрет президента России, российский флаг, альбом и открыток с видами родного города, Москвы, городов России, глобус, карта города, макет города.
В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения.
Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитаны для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах. Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагоги создают такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносят элементы игры в учение, общение и труд, используют игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, помогают формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций». В группе имеются куклы-мальчики и куклы-девочки, комплекты одежды для кукол, комплект постельных принадлежностей для кукол, кукольная мебель, набор мебели для кухни, набор мебели «Парикмахерская» кукольные сервизы, коляски для кукол, атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр, атрибуты для ряжения, большое зеркало.
Конструкторская игра у детей шестого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготовить «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности есть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми. Так же есть мозайка и схемы выкладывания узоров, мелкий конструктор «Lego», танграмм, разрезные картинки пазлы, сборные игрушки и схемы сборки, игрушки-шнуровки, материалы для изготовления оригами, строительные конструкторы, тематичесие конструкторы, транспорт средний, мелкий, машины легковые, грузовые, специальный транспорт, строительная техника, сельскохозяйственная техника, макет железной дороги. Дети с удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.