МАДОУ ЦРР -д/с № 2

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 2 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

МАДОУ ЦРР -д/с № 2 - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 2 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Uc browser

Технология партнерского взаимодействия ДОУ с семьей

Составили:
Воспитатели
Кроливец Е. И.,
Лесникова О. И.
Кропоткин
2023 год

Технология взаимодействия с родителями воспитанников – это организационно — методический инструментарий, совокупность инновационных форм, методов, способов и приёмов вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс

Федеральные стандарты повышают ответственность родителей за воспитание детей, так как именно семья непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. Взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

С появлением образовательных стандартов дошкольного образования меняются представления о работе детского сада с родителями, меняется и сама работа с семьей.

Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционных форм взаимодействия. Вместе с ними педагогами используются инновационные формы работы. Инновации в образовании — это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.

Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие:

  • активную позицию родителей в партнерстве с педагогами,
  • инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,
  • применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы с родителями.

Принципы технологии взаимодействия с родителями:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

  1. Индивидуальный подход.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь важно умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в трудной ситуации.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация искреннего желания помочь.

  1. Хорошая подготовка

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо готовить. Родители должны видеть профессиональное мастерство педагогов.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

План предусматривает внесение изменений в сложившуюся систему работы с использованием новых форм взаимодействия.

Пересмотрены принципы и условия участия родителей в образовательной деятельности, перестроены формы работы детского сада с родителями согласно требованиям ФГОС ДО – создавались условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

– обеспечивалась поддержка родителей (законных представителей) в формировании здорового образа жизни в семье;

– налаживалось взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

— родители вовлекались в создание условий для развития детей в группе и на участке МАДОУ.

С целью оказания помощи педагогам МАДОУ:

— проведен цикл лекций для воспитателей по взаимодействию с семьями воспитанников.

— создан банк нормативных документов, регламентирующих работу педагогов МАДОУ с родителями воспитанников.

— функционирует консультативный практикум для воспитателей.

Поскольку мы запланировали активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и изменение форм взаимодействия педагогов с родителями, были внесены изменения в комплексно-тематический план на каждый тематический блок. Разработали и апробировали мероприятия с активным участием родителей с детьми. Запланированы такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей:

  • индивидуально для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,
  • к проведению совместных мероприятий ОД, развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников,
  • к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием и пополнению развивающей среды,
  • к распространению положительного опыта семейного воспитания,
  • к участию в мероприятиях с социальными партнерами,
  • к участию в различных конкурсах,
  • к проведению кружковой работы в вечернее время.

Привлекли родителей к оформлению развивающей среды группы с участием детей и родителей воспитанников следующим образом:

  • проведен смотр-конкурс «Игра в чемодане»,
  • смотр-конкурс на лучшую постройку для игровой деятельности на прогулочной площадке,
  • смотр–конкурс оформления клумб-вазонов «Детские фантазии»,

Апробированы активные формы вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс: «Дни здоровья и спорта», «Неделя здоровья», физкультурные праздники, занятия с папами по конструированию из дерева, участие родителей в ОД.

В вечернее время родители проводят кружок «Мы мастерицы», «Шашки и шахматы», осуществляется проектная деятельность с участием родителей воспитанников.

Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу.Для того чтобы спланировать инновационные формы взаимодействия с семьей, мы отслеживаем настрой и ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее продуктивной, и насыщенной.

Представители родительской общественности, вместе с воспитателями организует участие семей воспитанников в мероприятиях.

Педагоги не всегда приветствуют инновационные формы работы с родителями. Важно донести до воспитателей, что родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. Организация взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников продолжается. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления форм и методов взаимодействия педагогов с семьей наметились. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная.

Дни добрых дел. Помощь в организации развивающей среды группы. Цель таких мероприятий: взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО)

Главная задача педагогов детского сада — донести до родителей, что их заинтересованное участие в пополнении развивающей среды важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Для пополнения развивающей среды прогулочной площадки целесообразно организовать конкурс среди родителей или разбиться на группы для изготовления оборудования по гендерному принципу. Таким образом, создаются хорошие условия в любое время года для полноценного физического развития воспитанников и игровой деятельности на прогулочных площадках.

Обеспечить поддержку родителей в формировании здорового образа жизни в семье помогают семейные спортивные встречи.

Включение родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Родители проявляют большой интерес к тому, чем занимаются их дети в детском саду. Поэтому охотно включаются в различную образовательную деятельность. Можно использовать несколько вариантов включения родителей в образовательную деятельность.

Проведение родителями мероприятий для детей в вечернее время. Педагоги заранее готовят родителей, обговаривают план проведения мероприятия. Они могут быть разными. Бабушки проводят кружок «Мастерица», мамы проводят экскурсий, папы – спортивные мероприятия, шахматы.

Занятия с папами по конструированию из дерева

Проведение развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников

Привлечение родителей индивидуально в рамках образовательного процесса для подгрупповой работы с детьми.

В работе с родителями используем такую динамичную форму как включение родителей в проведение тематических мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания. Темы могут быть разнообразными:

Традиции и обычаи нашей семьи.

В отпуск всей семьей

Включение родителей в проведение тематических мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.

День Победы

День народного единства 4 ноября

День России12 июня

Если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитательного воздействия на ребенка возрастает.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего МАДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

Из проектной деятельности появилась нетрадиционная форма взаимодействия с семьей: библиотека игр, книг и аудиозаписей. Детские книги приносят родители и предлагают для общего пользования. Видеотека предоставлена в форме шкатулки-передвижки. Здесь имеется тетрадь с отметкой о взятии диска или флэшки на несколько дней и тут же родители могут оставить свой отзыв.Большой популярностью у родителей и детей пользуется:

— подвижные игры под музыку

— пальчиковые игры

— музыка на расслабление

— утренняя гимнастика

-все виды театра

Использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества. Участие в социально значимых акциях.

Птичья столовая

Домик для скворушки

Останови поджоги травы

7 противопожарных дней

Отзывы родителей: очень интересные разнообразные задания, хорошая система мотивации ребенка.

Результативность

Апробированы различные инновационные формы работы с родителями. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новые технологии взаимодействия с родителями осуществляются успешно. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная. В результате внедрения инновационных форм взаимодействия воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятие.

Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Педагоги стали инициативнее, проявляют творчество, выдумку, фантазию претворяя новые идеи в жизнь.

Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.

Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

Родители применяют наиболее удачные педагогические приемы, обогащая содержание домашнего воспитания.

— Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

-Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

— Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями группы, а не только с активной ячейкой, привлекая их к групповым мероприятиям. — Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.

— При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

Мы используем возможности дистанционного обучения, посредством информационных коммуникационных сетей, а именно сети интернет.

Также широко используем возможность участия в конкурсах различного уровня (международные, всероссийские, краевые, муниципальные и т.д.), вебинарах и онлайн-конференциях, где есть возможность поделится свои разработками, посмотреть другие и обменяться мнениями.

Дистанционное обучение позволяет педагогам повышать уровень знаний, за счет применения современных средств: тематических сайтов, виртуальных музеев, объемных электронных библиотек и так далее.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять