Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день,
а на завтрашний день детского развития.
Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития.
Л.С. Выгодский
Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) широко вошли в нашу жизнь. Использование ИКТ в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить задачи пополнения словарного запаса, формирование грамматического строя речи, восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи. У дошкольников повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе и уже стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка.
Я использую ИКТ в своей работе по нескольким направлениям:
- ДИАГНОСТИКА
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
— создание базы данных по итогам диагностики;
— проведение мониторинга работы;
— отслеживание динамики работы;
— составление графиков и диаграмм.
- КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
— повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
— расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
— повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);
— повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
— активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
— реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
— возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
— совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
— подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях используются следующие формы работы с применение ИКТ:
- при проведении артикуляционной гимнастики, что, несомненно, повышает мотивацию и интерес детей к занятиям.
- для развития фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза.
- во время автоматизации поставленных звуков.
- для пополнения словарного запаса и коррекции лексико – грамматического строя речи.
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
— создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями;
— самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
— консультирование родителей
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА, САМООБРАЗОВАНИЕ
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ:
— удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации: оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;
— создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.
— создание своего интернет-сайта.
— обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты.
Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Ресурсы, предоставляемые ИКТ, создают условия для профессионального роста и саморазвития, позволяют повысить качество коррекционной работы учителя – логопеда в ДОУ, обеспечить более тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса.