Выступление на городском семинаре-практикуме по теме:
«Интерактивная игра — как метод обучения в работе педагога-психолога»
Подготовила
педагог-психолог
Брилева М.Г.
Использование интерактивных технологий на занятиях педагог-психолога
Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимается как непосредственный диалог пользователя с компьютером, а занятия по психологии строятся на взаимодействии человек-человек, я смело включаю в свои занятия элементы работы с интерактивными средствами.
Компьютер служит для меня наглядно-демонстрационным и практическим материалом для работы с детьми. На мониторе воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал.
Так, развивающие игры, отображённые на мониторе компьютера позволяют снять проблему перехода от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Смена видов деятельности позволяет детям переключить внимание с более сложного задания на более лёгкое, в результате чего на протяжении всего занятия эмоциональное состояние детей и их работоспособность остаются стабильными.
В своей работе я использую игры-презентации. В моей педагогической копилке имеются игры-презентации по следующим направлениям:
- игры на развитие познавательной сферы;
- игры на развитие сенсорной сферы;
- игры на развитие эмоциональной сферы;
- игры на развитие коммуникативной сферы.
Занятия с детьми на основе данных игр могут проходить как в индивидуальной, так и в группой формах. Групповая работа для детей становится живым действием, ведь они не в устной и не в письменной форме выполняют предложенные задания, а непосредственно на ноутбуке, самостоятельно нажимают на варианты ответов, что вызывает у детей бурные положительные эмоции, и им удаётся лучше усвоить материал.
Также, на основе богатой цветовой оснащённости компьютера, его разнообразных инструментов, функций я разрабатываю специальные задания для развития памяти, внимания, мышления детей. Важно отметить, что наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.
На своих занятиях я чередую умственную деятельность с подвижной, и умственную деятельность с минутками отдыха, которые сопровождаются релаксационной музыкой и демонстрацией успокаивающих пейзажей. Экран ноутбука в этом случае служит как релаксационное средство.
Педагог-психолог в образовательном учреждении, работая с детьми, сталкивается с различными психологическими проблемами: гиперактивность, низкий уровень мотивации, низкий уровень самоконтроля и организации и т.д. С помощью монитора компьютера, того материала, который на нем демонстрируется, тех заданий, которые ребята непосредственно выполняют на своём опыте, мне удалось создать условия для вовлечения детей в учебный процесс, испытывающих трудности психологического характера. В связи с этим, у детей повышается концентрация внимания, так как внимание лучше сосредотачивается на ярком наглядном материале, подкрепляющемся практическими действиями; существенно повышается мотивация к посещению занятий и активной на них работе, также более успешно усваивается практический материал и поддерживается интерес к занятию.
В целом, использование интерактивных технологий на моих занятиях создаёт ситуацию успеха для детей, снижает утомляемость, держит в стабилизации их работоспособность, стабилизирует фон настроения, повышает интерес к занятию, что является ярким показателем значимости интерактивного оборудования в образовательном процессе.
Преимущества использования интерактивных игр в работе
- Все воспитанники с появлением интерактивной игры проявляют большее желание участвовать в непосредственной образовательной деятельности. То есть образовательные решения при помощи интерактивной игры позволяют мотивировать к занятиям даже самых пассивных ребят.
- Для ребенка применение интерактивных информационных технологий при обучении помогает самоутвердиться, самореализоваться, побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, снимает страх отвечать и повышает мотивацию.
- По результатам мониторинга ЮНЕСКО, проведенного в различных странах мира, только 10% обучаются через слово. Как показывают другие данные – экранно-звуковое представление материала повышает эффективность запоминания до 50%. Это лишний раз доказывает, что учебное содержание для детей должно быть представлено не только словом, но и обязательно деятельностью с разнообразными по форме предъявления средствами обучения.
- Монитор компьютера выступает в роли партнера по игре, становится рассказчиком, педагогом и даже экзаменатором. НОД с использованием ноутбука очень увлекателен, он захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие дошколятам.
- Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают овощи и фрукты, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и цветами. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.
Работа с детьми
Работа с детьми включает познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование монитора компьютера должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю игру.
Задачи педагога-психолога, решаемые при работе с интерактивной игрой:
- развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;
- формирование готовности ребенка к школьному обучению;
- знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
- пробуждение гуманных чувств и заботливого отношения к миру.
Какие навыки необходимы для применения интерактивных игр:
- Начальные знания устройства компьютера
- Работа в программах: Word, PowerPoint
- Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).
Вывод
Итак, нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников, в том числе и с ОВЗ. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.