Газета составлена учителем-логопедом Айриян Л.М.
Как научить ребёнка разговаривать?
Один из популярных вопросов, который задают родители педиатрам, неврологам и логопедам на своих приёмах и в сети это как научить ребёнка разговаривать?
Молодые мамы часто обеспокоены тем, что не имеют достаточных знаний и опыта, который мог бы подсказать им, чем необходимо заниматься с малышом для его гармоничного развития. Ведь до трёхлетнего возраста основная функция обучения и развития ребёнка ложится на плечи женщины.
Квалифицированный специалист, прежде чем давать советы родителям «как научить ребёнка разговаривать», обязательно обратит внимание на особенности периодов развития речи, сопоставив их с индивидуальностью, половой принадлежностью ребёнка, наследственностью и особенностями рождения.
Рекомендации логопеда.
- Постоянно общайтесь с ребёнком, комментируйте каждое ваше действие: умылись, оделись. Мама варит кашу Егорке. Маша кушает, Маша вырастет большая. Ваша речь должна быть эмоционально окрашенной, тогда она лучше воспринимается малышом.
Дефицит общения –одни из самых распространённых причин недоразвития речи. К сожалению не все родители понимают, что если с ребёнком общаться скупыми, односложными фразами – ему будет просто не у кого научиться говорить.
- Используйте потешки и припевки, песенки, доступные малышу по возрасту, описывающие ваши действия: «Водичка-водичка, умой Даше личико», «Расти коса до пояса» и другие.
- Читайте годовалому малышу книги, соответствующие возрасту и обучающие звукопроизношению: собака лает: гав-гав. Утка крякает: кря-кря. Наилучшим вариантом будут издания с яркими картинками, с использованием различных материалов и фактур.
Например, к картинке с собакой сбоку приклеен кусок меха, который малыш сможет погладить. Информация, передаваемая по трём каналам восприятия аудиальному, визуальному и тактильному – лучше усваивается ребёнком.
- Игры с тестом, пластилином, песком, пальчиковые игры «Ладушки», «Сорока-белобока» отлично стимулируют как умственное развитие, так и речь малыша.
Родительский клуб «Лесенка успеха»
На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 2 в этом учебном году была открыта логопедическая группа. Целью работы логопеда является
своевременное выявление нарушений устной речи первичного характера и оказание помощи обучающимся, имеющими нарушения, в освоении ими образовательных программ. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое
предполагает уважительное отношение друг к другу. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание. Активная совместная работа логопеда и родителей позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усилению их взаимоотношений. Для создания условий эффективного взаимодействия был создан клуб под названием «Лесенка успеха»
Цель создания клуба: Обучение родителей формам совместной деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность.
Пути сотрудничества: тетрадь совместных коррекционных взаимодействий «Лесенка успеха». Создание почтового ящика «Задай вопрос специалисту».
Задачи работы учителя-логопеда:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей:
- — создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
- — проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.
Родители часто не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
— родители не слышат недостатков речи своих детей;
— не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Ребенок неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. «Форум обратной связи» который был создан в логопедической группе, где родитель всегда может оставить свой вопрос или пожелание, попросить разместить какой-нибудь материал или запросить консультацию позволит добиться результативности совместной работы. Остаётся только пожелать успехов в сотрудничестве.