Составил:
музыкальный руководитель МАДОУ ЦРР – д/с № 2
Гончарова С.В.
Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы самому ее потрясти и самозабвенно наслаждается потом простейшим звуком! Как он бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, зажмуриваясь от страха, когда очень громко, но, переведя дух, продолжает звуковой эксперимент. Спонтанные исследования звучащего мира малышом продолжаются еще несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, расчески и булькающие звуки, извлекаемые просто пальцем из нижней губы, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох. Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.
Замечательный пример детской звуковой изобретательности: «Мальчик грызет сухарик и вдруг обращает внимание на то, что ритм хрупанья совпадает с ритмом знакомой ему мелодии. “Слушайте, слушайте! — зовет он взрослых, — У меня получается песенка, когда я хрупаю!”
Наверняка Вы, родители, замечаете, что малыш не может усидеть на месте, когда звучит подвижная ритмичная музыка: он кружится и прыгает до изнеможения, хлопает в ладоши, топает ногами, что-то приговаривает. Это и есть незатейливое музицирование. Почему же дети так безотчетно стремятся ко всему, из чего можно самостоятельно извлечь звуки?
В обычной детской комнате может быть много простейших музыкальных инструментов, устройство которых позволяет понять, откуда и как рождается звук, а вместе с ним элементарная музыка. У ребенка свои потребности и интерес к миру звуков.
Имена, зовы, волшебные заклинания, рифмующиеся созвучия, потешки, дразнилки, считалки, загадки, заговоры, баюканье в колыбельных — это виды элементарной поэзии, которые легли в основу детской песни и игры. В них, как в первой книжке с картинками, разворачивается мир детской фантазии и реальности. Игровой мир озвучен простейшими инструментами, часто сделанными самими детьми из всего, что они могут найти и приспособить. Цель этой инструментальной игры — импровизационное развлекательное звукоподражание.
Инструментальная игра в ее простейшем, элементарно-импровизационном виде есть органическая часть детской музыкальной культуры. Инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Ведь и сама музыка у них ассоциируется с инструментом, а не с пением, именно инструмент для них является символом музыки.
Прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик и стручки различных растений. В нашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь вашей фантазией и желанием изобретать.
Для изготовления самодельных инструментов могут пригодиться:
- Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.)
- Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.
- Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки).
- Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
- Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.
- Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.)
- Металлические банки разных размеров (от томатной пасты, газированной воды).
- Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады.
- И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!
Что же делать со всем этим богатством? Прежде всего, каждый из перечисленных здесь предметов обладает собственным голосом — почти все, что окружает нас, может звучать. Предложите детям попробовать поиграть, например, разной бумагой разными способами: ритмично сминать, тереть, рвать. Затем обратите внимание детей и прислушайтесь, сколько разных тонких звучаний можно различить в бумажной музыке. Бумажные звуки могут перетекать друг в друга, образуя композицию, для которой можно придумать интересное название, например, «Мышиная суета», «Шорохи ночного леса». Попробуйте озвучить стихотворение:
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
Как расшалились шалуны! (Ф. Усачев)
Для озвучивания подобных стихотворения или эпизодов из сказок подойдут всевозможные природные материалы: желуди, скорлупки, семена. Ими можно шуршать, насыпав в открытую коробку или сделать из мелких семян, крупы маракасы, используя для этого коробочки от киндеров, мыльных пузырей, баночки от воды. Такие маракасы, если их сделать вместе с детьми штук 30, удобно и легко применять в серьезной ритмической работе на занятиях, раздавая их каждому ребенку для исполнения метра или ритма.
Скорлупки от грецких орехов следует просверлить и подвесить гроздьями на обычную палочку или 10-12 скорлупок надеть на бельевую резинку: растягивая ее и отпуская, можно получить различного свойства звуки. Перевернутые и украшенные какой-нибудь аппликацией большие пластиковые бутылки из-под воды (5 л.) могут образовать семейство барабанов, попробуйте с детьми играть не только сверху, но и по боковым поверхностям, сочетая потом разные приемы игры (можно играть рукой, палочками с различными головками).
Пусть дети делают поначалу это совершенно спонтанно. Так, как получится. Подумайте, для озвучивания каких эпизодов, сказок могут подойти барабаны. Например, для известного стихотворения Г. Виеру «Ежик и барабан» (С барабаном ходит ежик…). А может быть, барабаны понадобятся для сопровождения африканских плясок под музыку песенки «Чунга-чанга» или для выхода медведя в какой-нибудь сказке?
Из круглых деревянных палочек разной длины можно сделать подвесной ксилофон. Его можно использовать для спонтанной или ритмичной звукоподражательной импровизационной игры: дятел, белочка, лошадка, применяя для музыкального и “сюжетного” развития такие средства, как темп (ускорения, замедления), динамику, способ звукоизвлечения. Подобными звуками дети с удовольствием сопровождают представление в кукольном или настольном театре, но с непередаваемым наслаждением будут двигаться сами как белочка или лошадка.
Это и будет то простейшее элементарное движение, музыку для которого спонтанно сочинят сами дети!
На круглую палку диаметром 2-3 можно с двух сторон набить тонкими гвоздиками разноцветные пробки от пива так, чтобы они могли свободно звенеть при потряхивании. Этот простой и очень привлекательный для детей инструмент по звучанию похож на бубенчики. Сделайте их несколько, это совсем не сложно. Можно собрать на согнутую проволоку 3-4 рыболовных колокольчика и сделать бубенцы на ручке.
Замечательные возможности для конструирования таит в себе обыкновенная детская вешалка для одежды. На нее можно привязать карандаши, металлические предметы, стеклянные флакончики от лекарств или духов. У вас получится деревянная, металлическая или стеклянная “арфа”. Играть на ней нужно, проводя рукой или палочкой глиссандо.
Сделайте из плотной ткани или кожи браслетики на липучках, прикрепите на них связки разноцветных пуговиц, колечек, бубенчиков — и готовы инструменты, которые можно надевать на запястья или щиколотки во время импровизационных веселых танцев или для сюжетных игр.
Китайский барабан — Консервная банка, оба дна отсутствуют, а вместо них надеты пластмассовые крышки. Нужна еще палочка-ручка, но, к сожалению, пока не придумала как ее закрепить, поэтому стучим просто держа в руке
Гусли
(на крышку из-под обувной коробки натянуты резинки).
Шейкеры с разным звучанием — один — металлический в коробке из-под крема, другой — рулончик от туалетной бумаги. Наполнители — гречка и рис
Музыка ветра (колокольчики) — этот инструмент можно использовать и как оркестровые колокольчики, если стучать по ним палочкой.
Свистулька — от колпачка шариковой ручки отрезано «донышко», поперек получившейся дырочки натянута полоска резинки от воздушного шарика.
Губная гармошка — к расческе сзади внатяг прикладывается бумажная полоса, после чего можно прижать губы к расческе и издавать звук «у-у-у» или петь песни
Флейта дождя или Шум дождя
В длинную трубку (у меня от пищевой фольги 46 см, но надо бы еще длиннее) на всю длину вставляется спираль, скрученная из той же пищевой фольги. Она нужна для того, чтобы наполнитель (я насыпала горсть риса, можно пробовать что-то другое — звук от этого будет меняться) пересыпался медленно. После насыпания наполнителя оба торца трубы заклеиваются.
Флейта Пана.
Микрофон или барабан — можно использовать консервные банки.
Уважаемые родители! Не бойтесь фантазировать и проявлять творчество! Учитесь вместе со своими детьми и у вас все получится!