В ЗАКОЛДОВАННОМ ЛЕСУ.
Программное содержание
- Закрепить представление детей об осени, лесе;
- Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки;
- Обогащать знания детей о деревьях, растениях, лесе;
- Развить внимание, память, мышление;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде; проявлять заботу и внимание ко всему живому;
- Формировать доброжелательность, стремление помочь ближнему;
- Развить навыки совместной деятельности, умение договариваться.
Оборудование и материалы:
Магнитофонная запись шума и пения птиц, декорация леса, конверты с загадками, экологические знаки, иллюстрации деревьев, мольберт, стаканчики, фильтр из ткани, корзины, листья.
Предварительная работа:
Наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Ход занятия.
Дети, взявшись за руки, заходят в музыкальный зал с песней «Тропиночка».
Воспитатель: Если на деревьях листья облетели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льется,
Это время года …
Дети: Осенью зовется.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда вы пришли?
Дети: В лес.
Воспитатель: Да, ребята, мы попали в осенний лес. Воздух стал прохладный, разноцветными стали травы, кустарники, деревья. Красавица — осень радует нас своими красками: листья деревьев она окрашивает в самые разные цвета и оттенки. Крона становится похожей на праздничный салют из разноцветных листиков — огоньков.
Ребенок: Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(Звучит шум, из-за деревьев выбегает Баба Яга).
Она ломает ветки, стреляет рогаткой в птиц, бросает мусор.
Воспитатель: Б.Я. ты зачем ломаешь ветки, стреляешь в птиц, мусоришь?
Б.Я.: Я здесь живу. Что хочу, то и делаю.
Воспитатель: Ты знаешь, что этого нельзя делать? Ребята, давайте расскажем Б.Я. правила поведения в природе (детям показываю экологические знаки, они объясняют основные экологические понятия).
Далее дети читают стихи.
Лесные правила.
1-ый реб.: Если в лес пришел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай.
2-ой реб.: Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
3-ий реб.: Ветки дуба не ломай
Никогда не забывай
Мусор с травки убирай.
4-ый реб.: Зря цветы не надо рвать
Из рогатки — не стрелять
Ты пришел не убивать!
5-ый реб.: Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают
Здесь не нужно всех ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
6-ой реб.: Ты в лесу — всего лишь гость.
Здесь хозяин — дуб и лось
Их покой побереги
Ведь они нам не враги!
Б.Я.: (ехидно) Какие вы все умные! Вот я сейчас возьму и заколдую лес, все тропинки запутаю, посмотрим, как вы выйдете из леса.
Воспитатель: Ребята, что же мы будем делать? Давайте подумаем, кто нам может помочь? Кто живет в лесу и его охраняет?
Дети: Лесовичок живет в лесу. Надо позвать Лесовичка.
Воспитатель: Правильно, он нам должен помочь (зовем Лесовичка).
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я все слышал и рад вам помочь. Но многое зависит от вас самих. Этот лес не простой, и тропинки, ведущие из него, состоят из заданий. Если вы выполните задания правильно, то выйдете из леса.
Воспитатель: Ну, что, ребята, постараемся?
Дети: Мы согласны, мы постараемся!
Лесовичок: Хорошо, тогда вам первое задание.
Деревья так заколдованы в лесу, что забыли свои названия. Давайте поможем им вспомнить их названия (показ картинок деревьев: клен, рябина, береза, дуб, елка).
— Что общего у этих деревьев? (ствол, ветки, листочки).
— Чем отличается береза от елки? (у березы — листочки, ствол белый, а у елочки — иголочки, ствол коричневый).
Игра «Собери правильно листочки».
Лесовичок: Вот вам три листочка, разной формы и разного цвета. Все они разрезаны на несколько частей нужно собрать каждый листочек. Выполняйте!
(Дети под музыку собирают листья).
Воспитатель: С какого дерева лист?
— С клена (кленовый)
— С березы (березовый)
— С дуба (дубовый).
Лесовичок: Молодцы, ребята! Справились с заданием. У меня в корзине тоже есть листья, давайте с ними потанцуем?
Танец с листьями.
Воспитатель: Ребята, отправляемся по тропинке дальше. Посмотрите, какое необычно красивое дерево. Здесь дупло. Кто же здесь живет?
Кто по елкам ловко скачет?
И взлетает на дубы
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?
Дети: Белка!
(В дупле ребенок-белка).
Ребенок: Посмотрите дети, я приготовила вам конверт с заданием. Здесь загадки (подает по одному конверту воспитателю, воспитатель читает загадку на конверте, а внутри картинка — отгадка).
1. Дом ветрам кругом открыт,
Прохладной свежестью манит
Деревья в нем живут
И кустарники растут.
(Лес).
2. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее пойди-ка:
Куст в колючках, будто еж —
Вот и назван …
(Ежевика).
3. Хоть и круглый, но не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой горстью не возьмешь
Потому что это….
(Еж).
4. Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый
С ножкой тонкой и прямой.
(Гриб).
Воспитатель: Ребята, мы знаем песенку о грибах (надеть шапочки мальчикам «грибочки»).
Песня «грибочки» (с движениями).
В конце песни: — Мухоморы нам не нужны!
Лесовичок: Молодцы, дети! Давайте отдохнем на полянке. Я расскажу вам сказку о маленькой птичке Синичке. Помогайте мне показывать сказку (дети пальчиковыми жестами изображают то, о чем говорит педагог).
Жила-была маленькая птичка. Ее звали Ситничка. Осенью она улетала в теплые края, а весной возвращалась к себе домой. Родной лес Синичка узнавала сразу. Там росли высокие деревья. Облюбовала птичка дерево, которое росло у самой реки. Синичка свила гнездышко, снесла яичко и стала высиживать птенцов. Ей не было скучно, — она видела лодочки на реке, мост, по которому пробегали зайцы, лисы, волки, дикие козы. Иногда по мосту проходил ежик. За мостом Синичка видела дом. По утрам отворялись ворота, люди шли в лес по ягоды и складывали их в свои корзинки. Птичка летала на полянку и клевала ягоды. Ранним утром, когда выходило солнышко, весь лес звенел от птичьих песен. Синичка пела вместе со всеми: «как хорошо в нашем лесу!».
Воспитатель: Отправляемся дальше. Ребята, посмотрите здесь ручей. Но он почему-то не течет. Почему?
Дети: Здесь мусор, он загрязнился.
Воспитатель: Вода здесь мутная, грязная. Мы можем попробовать очистить воду. Давайте, превратим эту воду в чистую и прозрачную. Для этого проделаем опыт. (Набрать воды с ручья, уже заготовленную).
Опыт «Фильтрация воды».
(Проводится опыт по очистке грязной воды через тканевый фильтр).
Взять 2 стакана: один стакан с грязной водой (палочки, листочки), а другой стакан накрываем бинтом (фильтр) и переливаем. На фильтре осталась грязь. А в стакане мы видим чистую воду.
Вывод: вода прозрачная, чистая.
Воспитатель: Давайте очистим и наш ручеек (уберем мусор).
Вода в ручейке стала чистой. Мы с вами помогли ручейку. Он сказал нам спасибо и весело зажурчал.
Лесовичок: Ой, ребята, мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Но давайте вспомним, кто запутал нам тропинки?
Дети: Это Б.Я. запутала.
Лесовичок: Правильно! А почему?
Дети: Она на нас обиделась.
Лесовичок: Я предлагаю сделать ей что-нибудь приятное, может она изменит свое отношение к вам. А может быть, и сама изменится? А заодно с последним заданием справимся.
Дети: Мы согласны с тобой, Лесовичок, а что же нам такое сделать?
Лесовичок: Давайте все вместе сделаем одну работу и назовем ее «Осенний букет», а затем подарим ее Б.Я. (показывает лист ватмана, на котором изображено дерево). Листочками мы украсим дерево, землю (дети оформляют работу).
Лесовичок: Молодцы, ребята! Так красиво получилось! Б.Я. понравится. А сейчас я должен попрощаться с вами. А вы закройте глаза и посчитайте до 10.
(Шум, влетает Б.Я.).
Б.Я.: Ребята, я следила за вами, и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня обрадовало так, что я обещаю исправиться, и быть хорошей и доброй. Выучу все правила поведения в природе.
Дети: Мы хотим подарить тебе эту работу. Мы все старались и хотели, чтобы она тебе понравилась.
Б.Я.: Спасибо, ребята! До свидания.
Дети: До свидания!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка детский сад №2 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
конспект
интегрированного
познавательно — экологического
занятия
«В заколдованном лесу»
2010 год