Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. При чтении у детей, занятия с которыми велись без учета указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твердых — мягких, звонких — глухих); побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А); искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула); слишком медленный темп чтения; нарушение понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся: замены букв, пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки (нарушение правил правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, приставок, суффиксов и пр.). Парадоксально, но очевидно, что взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и письма у детей, неосознанно, но, упорно допуская следующие ошибки: неправильно называют буквы; путают понятия «звук» и «буква»; их не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных звуков, наоборот, меньше; предлагают для написания слишком сложные слова; не исправляют побуквенное чтение детей
Указанные ошибки для подавляющего большинства взрослых, не знакомых с фонетикой — наукой, изучающей звуки родного языка, а также ее отличиями от графики (системы передачи устной речи на письме) — естественны. Однако, по нашему мнению, педагогам и родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более квалифицированно и эффективно, необходимы следующие специальные знания:
- Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это — звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву Р» или « Дочка шипящие буквы плохо произносит» — неверно. Следует говорить: «Ребенок не произносит звук Р» или «Она неверно выговаривает шипящие звуки».
- Кроме того, занимаясь с дошкольником, взрос лому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э (здесь и далее мы обозначаем, звуки без специальных знаков, чтобы любому взрослому все было понятно). В названии каждой из четырех следующих букв (Я, Ё, Ю, Е) содержится по 2 звука Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Е=Й+Э. (Поэтому они и называются йотированными!) Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же от детей, еще не знакомых с письменной речью. Например, в слове ЯМА звуки Й, А, М, А (звука Я не существует), а в слове ЮЛА звуки Й, У, Л, А (звука Ю нет).Если же йотированная буква встречается после согласной — ее звучание в слове меняется и звук Й исчезает. Сравните: в слове ЁРШ звуки Й, О, Р, Ш, а в слове МЁД — МЬ, О, Т (звук Й исчез).Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
Из 6 гласных звуков один — звук Э — встречается крайне редко. Даже в тех словах, где пишется буква Э, слышится так называемый редуцированный (измененный, сокращенный) звук. Вслушайтесь: ЭТАЖЕРКА, ЭТАЖ, ЭКСКАВАТОР, в начале слова мы произносим нечто близкое к звуку И.
Слов, где звук Э слышится и пишется одинаково не более 10 (Эмма, Элла, Эдик, мэр, пэр, сэр и т.п.). Все они — редко употребляемые и количество их так невелико, что мы предлагаем не рассматривать данный звук при фронтальном обучении 4-летних детей. (В приложении отсутствует зрительный символ звука Э.)По нашему мнению, анализ слов, где звук Э представлен буквой Е (лес, мел, день и пр.) также следует исключить, поскольку он внесет путаницу в знания ребенка о звуковой форме слов.
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше — 42, в основном за счет мягких согласных (НЬ, ПЬ, ТЬ, ВЬ, СЬ и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными твердыми звуками обозначаются общей буквой. (Сравните: ныть — нить, мал — мял, вол — вёл, лом — лён, лук — люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.). Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака (банька, семь, рысь), буквы И (был — бил, дым — Дима) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я (сравните: мэр — мерка, рот — рёва, руки — рюмка, лампа — лямка и т.п.). Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по твердости — мягкости.
В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и пишем слова тростник, соседка, лето, ёж, подставка, юбка). В связи с этим в упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится с их написанием (шторм, кран, карман, карнавал, струны, грозы и пр.). Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками), взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей.
Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов самоваР, шалаШ, пилоТ, гноМи др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША — это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: ЭС, О, КА, мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слово СОК.
В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребенок не испытывал впоследствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребенок не сможет синтезировать названные звуки и, следовательно, понять смысл прочитанного.
Подготовила:
учитель – логопед
Бешинец М.Г.