Выпуск № 2 2016 г.
(выходит ежеквартально)
МАДОУ ЦРР д/с № 2
Мы идём играть и словарь развивать.
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.
Так, обследование речи детей последних трех лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями.
Активный словарь дошкольника очень точно отражает тот запас знаний об окружающем мире, которым овладел ребёнок к моменту поступления в школу. И чем богаче этот запас, тем успешнее пойдёт обучение, тем интереснее и понятнее будет изучаемый в школе материал. Рассмотрим на примере изучения одной из лексических тем.
Тематический цикл «Дикие животные жарких стран»
Дети должны усвоить: основные названия животных и их детенышей, где живут, чем питаются, как передвигаются.
Лексический материал: хищник; слон, лев, жираф, крокодил, черепаха, тигр; хобот, клыки, грива, пасть, панцирь, пятнышки; рычит и т. д.
Лексико-грамматические игры и упражнения:
- «Четвертый лишний»:
слон, лев, собака, тигр;
крокодил, кенгуру, жираф, кошка;
заяц, зебра, кобра, пантера.
- «Скажи правильно». Образец: «Кобра быстрее черепахи».
Кто быстрее? (черепаха или кобра)
Кто тяжелее? (крокодил или кенгуру)
Кто сильнее? (тигр или зебра)
Кто больше? (слон или лев)
Кто выше? (жираф или тигр)
- «Зачем?»
Зачем обезьянке хвост?
Зачем слону хобот?
Зачем тигру клыки?
Зачем черепахе панцирь?
Развитие связной речи
- Рассказ-описание «Слон»:
«Слон — это животное жарких стран. Слон очень большой. У него есть туловище, четыре ноги, голова, хобот, большие уши и маленький хвостик. Слон перевозит тяжелые грузы и выступает в цирке».
- Составь предложения из слов:
Слон, джунгли, живёт.
Зебра охотится, тигр, хищный.
Панцирь, крепкий, черепаха.
Детёныш, львица, голодный, мясо, несёт.
Трава, питается, листья, жираф.
Горилла, стая, кричать, джунгли, громко.
- Психоречевая гимнастика
- Пальчиковая гимнастика «Черепашки»:
Побежали вдоль реки
Черепашки наперегонки.
- Речевая подвижная игра «Тигр».
Импровизация движений руками:
Я усатый, полосатый,
Я зубастый и клыкастый.
- Считалка «Крокодил». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
И кто в речку угодил —
Всех проглотит крокодил.
Для выявления полученных знаний и их систематизации можно проводить занятия в форме КВН. На них могут присутствовать не только воспитатели, но и родители. Занятие в форме КВН рекомендуется применять для подведения итогов изучения объемной темы. У детей развиваются навыки и умения работы в команде. Такие занятия проходят намного интереснее, не утомительно для детей. В играх новое вводится незаметно, в этом случае дети не устают — снимается вопрос о переутомлении.
Газета составлена учителем — логопедом Айриян Л.М.